Конспект занятия по профориентации
Тема: Домашний помощник
(игра – конкурс; 3-4 классы)
воспитателя детского дома № 3 г. Сыктывкара Опаренко Т. Б.
Цели: в познавательно - развлекательной форме расширить, систематизировать представления детей о различных профессиях; формировать умения работать в группах; развивать понимание того, что знания, получаемые на уроках труда, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков; прививать интерес к труду.
Задачи: используя загадки, стихи и при помощи различных конкурсов проверить и расширить знания детей о профессиях и познакомить с ее особенностями и спецификой;
- выполняя задания, попробовать себя в разных ролях;
- воспитывать трудолюбие, целеустремленность, уважение к людям труда;
- развивать творческие способности, эстетический вкус, интерес к выбору профессии , познавательный интерес.
***
Могут участвовать 2-4 команды, в состав которых входят как мальчики, так и девочки.
Оборудование: комплекты столярных и слесарных инструментов; карточки с зашифрованными словами, обозначающими профессию; различные предметы, характеризующие принадлежность к какой- либо профессии.
Оформление: эмблемы, медали
Ход игры – конкурса
- Введение в игру
(В игре принимают участие 2 команды по 5 человек .
Возраст: 3-4 классы)
Ведущий.
Ребята, как вы думаете, должен ли ребенок научиться выполнять разные виды работ?
-К каким профессиям относятся эти работы? (повар, кулинар, кондитер, столяр, маляр, швея, цветовод и т. д.)
Уже в детстве вы начинаете осваивать эти профессии.
-А для чего это нужно?
Что произойдет, если человек после окончания учебы в школе и институте ничего не умеет делать? Легко ли ему будет в жизни?
Приведу один пример: После окончания института меня послали работать в лесной поселок учителем. Мне было 20 лет. К этому времени я умела мыть посуду, стирать, делать уборку в квартире, шить, вязать, работать на огороде. Однако совершенно не умела варить и печь, т. к. в нашей семье готовила и пекла бабушка и детей к этому делу не привлекали. Не умела я делать ремонт в квартире, т. к. во время ремонта моя мама отправляла нас, детей, к бабушке в деревню и мы не видели, как делается ремонт в квартире. Мне было очень трудно без этих навыков. Всему этому меня научили местные жители.
-Как вы думаете, почему у меня возникли проблемы с приготовлением пищи, произведением ремонта в квартире?
-Какой вывод мы можем сделать?
( С детства надо осваивать различные профессии, чтобы в дальнейшей жизни было легче.)
-Оказываете ли вы помощь в семье? Значит, вас можно называть домашними помощниками.
-Какая тема нашего сегодняшнего конкурса?
Да, тема сегодняшнего конкурса очень интересная. Она называется – «Домашний помощник».
Ведущий: Есть в семье трудовые заботы,
Есть общие радости, общий успех!
Есть достиженья и в вашей работе,
Покажите уменья ваши для всех!
I I. Представление членов жюри
I I I. Представление команд
Команда « Веселые поварята»
Мы, веселые поварята,
Хотим открыть для вас секрет,
Что в доме главное – обед.
Команда «Маляры»
Украшать - моя забота,
Очень важная это работа.
IV. Игровая конкурсная программа.
- Конкурс «Кто каким делом занят?»
Каждая команда готовит по 2 пантомимы, изображающие людей, занятых каким – либо делом.
Задание. По движению рук, ног, тела надо догадаться, каким именно делом занят человек.
- Конкурс «Знаток технологии»
На столе разложены инструменты для столярных и слесарных работ.
Задание: Отобрать инструменты, которые требуются для изготовления определенного изделия, или выполнения какой-либо работы. Оценивается быстрота и правильность выполнения.
- Конкурс «Шифровальщиков»
По одному члену каждой команды отгадывают слово, обозначающее профессию, которая зашифрована на карточке.
Например: ашрехт, пкитолн, кьрота, сареьсл, пкитолн, кьрота, ротялс, личьеут
Ответы: шахтер, плотник, токарь, слесарь, столяр, учитель
«Стихотворная пауза»
Ведущий. Наши домашние помощники не только умеют трудиться. Болельщики подготовили художественный номер.
Сказка о том, как опасна лень
Жил – был ленивый человек,
Лениво дни листая.
Не знал еще наш быстрый век
Подобного лентяя.
Бывало, ляжет на кровать
И спит часов по двадцать:
Ему уж неохота спать,
Да лень, брат просыпаться.
А если этот индивид
Присядет в кресло,
То так весь день и просидит:
Лень подниматься с кресла.
А ежели, осилив лень,
Он встанет честь по чести,
То так и простоит, как пень,
Не двигаясь, на месте.
Но как-то раз, с большим трудом
Передвигая ноги,
Пошел лентяй погожим днем
Пройтись вдоль по дороге.
Он час идет, и три, и пять…
Уж солнышко садиться…
Лентяй уже устал шагать,
Да лень остановиться!
Ему бы повернуть домой,
Да лень шагать обратно.
И вдаль ушел он по прямой,
И где он – непонятно!
Найти беднягу нелегко…
И тут сказать удобно,
Что очень, очень далеко
Лень завести способна.
Владлен Пахнов
Конкурс кондитеров – кулинаров
Сейчас вы сами изготовите рогалики, используя тесто, начинку. Прежде, чем приступить к изготовлению рогаликов, командам необходимо тщательно вымыть руки. Кондитер дает инструктаж. Кондитеру помогает девочка Настя 6 класс (помощник). Сами дети замешивают тесто. Обе команды под ее руководством изготовляют рогалики. Оценивается оригинальность оформления, сплоченность команды, количество изготовленных рогаликов. Затем рогалики выкладываем на противень и отправляем в духовку. Пока рогалики пекутся, проводятся следующие конкурсы.
- Конкурс парикмахеров
Задание: Надо заплести младшую сестренку и отправить в детский сад. Дополнительный балл дается команде, если сестренку заплетет брат, а не сестра.
- Конкурс цветоводов
Задание: Посадить цветы на клумбу. Вы должны используя цветную бумагу, клей, ножницы сделать аппликацию на тему « Цветы на клумбе». Работает вся команда. Учитывается сплоченность команды, дружба, аккуратность выполнения работы.
- Конкурс смекалистых (для болельщиков)
Ведущий. Наслышаны мы о мастерах-
Ловких и сноровистых.
Кто самый творческий у нас?
Узнаем в конкурсе смекалистых.
Среди наших болельщиков много смекалистых. Не правда ли? Предлагаем болельщикам отгадать загадки:
- В лес идет - домой глядит, домой идет – в лес глядит.
-Кланяется, кланяется, придет домой – растянется.
-Зубастые, а не кусаются.
-Быстро грызет, мелко жует, сама не глотает.
-Грызть дрова – простое дело: я опилочек поела,
Сок древесный попила! Кто такая я? ..(Пила)
-Захочу, так поклонюсь, а поленюсь, так повалюсь.
- Сам худ, а голова с пуд. (Молоток)
-У конька – горбунка деревянные бока,
У него из-под копыт стружка белая летит.
- Она с винтом пустилась в пляс,
А он, кружась, в доске увяз.
- Гостя примут от души:
Так обнимут – не дыши.
- Кто больше назовет кухонных помощников? Победит тот, кто последним назовет технический прибор (комбайн, тостер, гриль – печь, СВ печь, электрическая духовка, фритюрница, электрокофемолка и т. д.)
- Какие профессии, связанные с приготовлением пищи, вы знаете? (повар, пекарь, кондитер, кулинар, кок, техник – технолог, и т. д.)
Итоги конкурса
Ведущий. Сколько умельцев в доме у нас!
Вы сегодня показали высший класс!
Победителей конкурcа
Давайте приветствовать,
Лучших участников аплодисментами
И призами чествовать.
|